К началу

«Малое дитя» российского ретейла

Фото: whatech.com

Онлайн-торговля продуктами питания находится в стадии становления не только в России, но и на Западе, и в Азии. Ретейлеры продолжают поиски оптимальной бизнес-модели в этой сфере. При этом продукты питания в структуре онлайн-торговли показывают сегодня наибольшую динамику.

«Тыловое обеспечение» онлайна

В начале октября «Перекресток» открыл в Петербурге dark store площадью более 7 тыс. кв. м. Слово «магазин» хоть и присутствует в названии подобных объектов, но это магазины без покупателей. Внутри dark store действительно напоминает обычный гипермаркет: товары разложены по полкам на стеллажах, выстроенных в традиционные торговые аллеи. Только по аллеям вместо покупателей ходят комплектовщики онлайн-заказов. Собранные заказы попадают потом курьерам собственной службы доставки. Это единственные сотрудники компании, которые физически контактируют с клиентами электронного супермаркета.

«Перекресток» лидирует сегодня в России по части развития dark store. За несколько месяцев до петербургского объекта они открыли подобный, но меньшей площади в Москве. До этого технология отрабатывалась на гибридном формате, организованном на базе розничного магазина сети.

Кликнуть и забрать

Лидерство позволяет формировать рыночные тренды. Тем не менее, продвигая dark store, в компании не исключают и развитие в будущем омниканальных моделей, например, связанных с возможностью самовывоза интернет-заказов из обычных супермаркетов «Перекрестка». По мнению директора по электронной коммерции «Перекрестка» Дениса Васильева, успех возможно лежит именно в омниканальной плоскости.

Расходы в онлайне с учетом доставки выше, и этот факт обуславливает поиски ретейлеров в сфере омниканальности. По словам управляющего партнера консалтинговой компании «Форсайт 24» Елены Пономаревой самовывоз заказанных через интернет продуктов питания актуален сегодня и на Западе. Там это называется click-and-collect (кликнуть и забрать).

Поиски продолжаются

«Во времена начала бума доткомов, когда фургоны доставки Webvan (продовольственный интернет-бренд в США, просуществовавший с 1996 по 2001 год – ред.) колесили по городам США, интернет-гуру предсказывали скорое появление чуть ли не у каждого многоквартирного дома постаматов с контролируемой температурой, откуда жильцы забирают заказанные онлайн продукты – писал в 2012 году британский ежедневник The Guardian. – Минуло десятилетие и Webvan отправился на свалку истории электронной коммерции, а индустрия все еще ищет правильную модель».

Сегодня развитие электронной коммерции ушло далеко не только от времен краха Webvan, но и от 2012 года. Тем не менее проблема поиска оптимальной бизнес-модели продажи продуктов питания через интернет по-прежнему актуальна. Есть несколько вариантов решения, но каждый имеет плюсы и минусы.

Классический склад сложно адаптировать к работе с небольшими заказами. Комплектация онлайн-заказа в обычном магазине недостаточно технологична и не дает необходимого уровня сервиса. Dark store технологичнее, но все-таки это весьма дорогое удовольствие даже для крупных сетей. Например, «Перекресток» вложил в свой петербургский объект 150 млн рублей без учета расходов на автомобили доставки. Затратная доставка не позволяет говорить о быстрой окупаемости подобных проектов даже несмотря на хорошие прогнозы роста онлайн-продаж продуктов питания.

Рывок к двум процентам

По данным АКИТ (российская Ассоциация компаний интернет-торговли) на начало второго полугодия прошлого года в России доля продуктов питания в структуре онлайн-продаж составляла 1%. Банк UBS в начале этого года опубликовал прогноз, согласно которому доля продовольствия в интернет-торговле к 2022 году вырастет в полтора раза. Динамика впечатляет, но тем не менее в абсолютных значениях классический формат еще долго будет сохранять безусловное лидерство.

«Перекресток» в Петербурге к концу года планирует выйти на 500-600 онлайн-заказов в день. Средний чек по таким заказам у них составляет около 3,5 тыс. рублей. Выручка, следовательно, окажется на уровне чуть больше 1,93 млн рублей в день или 702,6 млн рублей за год. При этом как сообщил в феврале этого года на пресс-ланче возглавлявший на тот момент компанию Владимир Сорокин, оборот онлайн-магазина в перспективе трех лет может составить только около 2% от общего товарооборота сети. Нынешний гендиректор сети Владислав Курбатов участвовал в начатой трансформации ретейлера в качестве операционного директора, поэтому вектор развития компании вероятно сохранится. Текущие планы по онлайн-направлению свидетельствуют о продолжении работы в заданном направлении.

«Пока это малое дитя, которое делает неуверенные шаги, и мы все его поддерживаем» - так оценивал господин Сорокин текущее состояние онлайн-направления в начале этого года. Время покажет, какая модель развития этого «дитя» окажется наиболее эффективной. Отрадно, что в России есть игроки, готовые экспериментировать.

Дмитрий Манылов

Выбор редакции

  • Модно и повседневно: Just clothes вместо Uniqlo

  • Мамы примеряют, монстры отдыхают