Между Востоком и Западом, или Ищи свою уникальность
Променад, клуб, гигантская примерочная, место обучения управлению самолётом и тысячи других вариантов интересного времяпрепровождения — всё это современный ТРК. О важности того, как не заблудиться в современных тенденциях и выбрать свой уникальный путь, говорили на московской Global Retail Real Estate Conference.
Покупка = развлечение
— Сейчас больше всего работают именно развлечения, — считает Оганнес Айвазян, управляющий ТРЦ «РИО» Дмитровское шоссе, Москва.
— ТРЦ сегодня — это совсем не тот объект, который изначально задумали инвесторы, вкладывая в него средства, — поддерживает коллегу Людмила Рева, коммерческий директор SVR.
Покупатели уже не удивляются, что в современном ТРЦ может расположиться не только кинотеатр, но и, к примеру, океанариум, скалодром или норвежский верёвочный парк.
Развлечение может быть встроено непосредственно в покупку — например, киоск, в котором мороженое продаёт робот, а не человек. Робот задаёт вопросы покупателю, реагирует на ответы, предлагает интересный продукт — и всё это само по себе является драйвом, вызывающим эмоции.
А может стать стимулом к самообразованию. Так, в одном из московских ТРК планируется открыть авиасимулятор, где можно будет пройти курс обучения пилота. Это кабина настоящего самолёта, куда человек будет заходить вместе с инструктором — пилотом на пенсии. Заказчик может выбрать любую страну, любой аэропорт и под руководством инструктора посадить туда свой «самолёт».
Подобное развлечение становится фактором уникальности комплекса, а уникальность — тот краеугольный камень, который обеспечивает моллу постоянный трафик.
— Уникальность не означает специализированные торговые комплексы — аутлеты, обувные и прочие, — подтверждает Людмила Рева. — Уникальность — это не специализация. Это то, чем отличается конкретный торговый проект, работающий в своём городе со своей аудиторией, от всех остальных проектов, подобных ему.
Food Hall — это All
Явным и ярким фактором уникальности стал фуд-холл, являющийся одним из мощных якорей торгового центра.
— В Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках уже порядка 30% представителей рынка общественного питания располагаются в торговых комплексах, — подчёркивает Людмила Рева.
— Фуд-холл — это всё! — утверждает Гийом Саду, руководитель комитета ICSC по инновациям. — Сегодня, если операторы питания качественные, люди больше тратят, увеличивая время пребывания в торговых зонах.
Эволюция питания в торговом центре очевидна: от очень эффективного и функционально продуманного, но достаточно скучного фуд-корта — завода общественного питания, как называет его Саду, — мы пришли к интересному гастрономическому пространству с правильным освещением, зелёными зонами, специализированной мебелью.
— Современный фуд-холл — это среда, в которой мы продаём стиль жизни! — утверждает Гийом Саду.
На фуд-холле не только едят: там проводятся фестивали и другие мероприятия.
Стратегия нового покупателя
— Сегодня в ретейле за 5 лет происходит гораздо больше изменений, чем когда-то их происходило за 20 лет, — говорит Софья Щукина, бизнес-партнёр по маркетингу территории Ceetrus Россия. — Рынок меняется кардинально, и уже сейчас мы задумываемся, что будут делать люди через 5 лет, что им будем важно. И по факту каждый девелопер пытается уйти от теории поколений к каким-то понятным поведенческим моделям, чтобы найти такое предложение, которое будет интересно именно его посетителям, в том числе и совсем маленьким, кого пока ещё сложно причислить к покупателям.
Сегодня всё больше развиваются такие тенденции как сокращение потребительского дохода, ответственное потребление, умеренное потребление, сокращение частоты визитов в торговые центры, и девелоперу жизненно важно понимать, что превращает визит в конверсию, а впечатления — в деньги.
Единственно возможный путь — это синтез и синергия
— Когда мы говорим о трендах, давайте не забывать, что тренд — это не призыв к действию, — подчёркивает Софья. — Это некий отблеск реальности, который может развернуться в стратегию, а может и свернуться. Опыт, который мы получаем с разных рынков, разный, и можно сказать только одно: когда ты что-то пытаешься просто скопировать, это не работает, единственно возможный путь — это синтез и синергия.
Зачем людям в 2025 году будут нужны торговые центры? Тот, кто сможет сегодня правильно ответить на этот вопрос, будет успешен в будущем.
— В мире есть два пути, — говорит Софья, — восточный и западный. Западный предполагает некую борьбу, восточный — изначальную включённость, и задача территории, которая лежит между Востоком и Западом, — найти свой уникальный путь, вобрав всё лучшее от двух миров.